19 сентября 2015 г.

Обучение письму: пошаговые рекомендации + ответы на вопросы читателей

Здравствуйте, дорогие друзья! Приношу всем свои извинения за задержку с ответами на ваши вопросы, которые приходили через обратную форму связи. Сегодня присоединила почту Gmail к Mail.ru, теперь все поступающие сообщения буду видеть сразу.
Нужно сказать, что приходили вопросы по обучению детей письму и на mailовскую почту как от краснодарских коллег, так и коллег из других регионов России, всем старалась ответить в ЛС. Но т.к. вопросы все продолжают поступать, решила этой теме посвятить отдельный пост.
Тетради в школе не успеваю проверять, а потому забираю домой. Как раз в эти выходные у меня дома оказалась вот такая красно-желто-зеленая стопочка. Интересно получилось...
 На примере работ моих второклассников,  в этом сообщении я постараюсь ответить и на поступивший вопрос от Елены из г. Ангарска Иркутской обл.: "Добрый день,Надежда Александровна! Мой ребёнок перешёл в 6 класс и у него большая проблема с соединением буквы "О" с другими буквами. Получается как буква "А". Учителя по русскому языку считают за ошибку, хотя я им показывала, что ребёнок неправильно соединяет буквы. Подскажите пожалуйста, как нам решить эту проблему?" Возможно, еще кто-то из коллег поможет консультацией Елене?.. А пока обучение письму пошагово.
Итак, у вас первый класс. Перед вчерашними дошколятами лежат новые прописи. Как правило, все они начинаются с картинок. Очень многие учителя предлагают детям их раскрасить. А я это время потратила на шаг первый: научить детей правильно держать карандаш + подготовка руки к письму. Без этого, увы, красивого письма не достичь. Напоминаю, что в большинстве своем мои ученики в этот период писали такими карандашиками:



А это набор с ручкой. Можно приобрести. Такие есть и для правши, и для левши. Но лично мне больше нравится вариант № 1

На этом этапе ни о каком раскрашивании картинок речи быть и не могло. Даже если дети работали цветными карандашиками, то все равно - только штриховка рисунков!
Шаг второй.
Начинаем писать элементы букв.
Как правило, уже в дошкольном возрасте детей учат писать крючочки, петельки и другие элементы. Пишут дети старательно, но с разной скоростью и как умеют. Поэтому этот период я использовала для того, чтобы научить детей работать в одном ритме, правильно делать нажим на карандаш при прописывании элементов букв. В этот период прописи я уже практически не использовала. Кто хотел, тренировался в них дома.
Обычно в тетради учителем прописывается образец: не менее двух строчек одного и того же элемента. Здесь я работала так (рассмотрим на примере обычного крючочка):
1. Прописывала элемент на доске.
2. Устный разбор с детьми: "Спинка у крючочка находится на косой, немного не доходя до нижнего края рабочей строки срезаем уголок и плавно поворачиваем вправо".
3. Именно здесь мне в голову пришла идея сравнить письмо с вождением машины. Когда-то в комментариях писала, но повторюсь.
- Ребята, кто из вас ездил на машине? (Как правило, все). Как машина едет по прямой ровной дороге? С какой скоростью?
- Быстро! С большой скоростью!
- Водитель сильно нажимает на педаль газа: дорога ровная.... Но вот поворот. Что делает водитель?
- Сбрасывает скорость! Едет тихо!
-  Отпускает педаль газа, не давит на нее. А что будет, если этого не сделать? 
- Машина попадет в аварию! Разобьется!!! (И еще сто тысяч эмоциональных предположений).
     Далее провожу аналогию с письмом - по прямой нажимаем на карандашик, на повороте отпускаем, не нажимаем, иначе будет "авария". Показываю наглядно на доске: что будет, если при написании крючка не ослабить нажим.
4. Прописывание элемента в воздухе под счет с нажимом - отпусканием.
- Раз! (Нажим). Стоп! Поворот! Срезаем уголок, поворачиваем плавненько: Ииии! (Нет нажима). Раз-И! Раз-И!
5. Прописывание элемента в тетради под счет вместе с учителем. (Учитель - на доске, дети - в тетради).
Самое важное в этот момент - следить за тем, чтобы все дети прописывали вместе. Есть Торопыжкины, которые научились писать крючочки до школы. Ни в коем случае не разрешать писать самостоятельно!!! Во-первых, не научатся правильному нажиму, что повлечет за собой "во-вторых":


Это работа ребенка, который пришел ко мне в класс во второй четверти 1 класса. Мои уже писали, а этот ребенок нет. Скоро и он начал писать, но проблема осталась. Не отработан правильный нажим...
В-третьих. Сейчас очень много "логопедических" детей. У меня научились писать без проблем  и дети с явными нарушениями речи, и "фэфэнэровцы"; и левши, и правши... (*Родители которых были заинтересованы в успехе ребенка и прислушивались к моим рекомендациям). Некоторым в детском саду пророчили занятия с логопедами-дефектологами. Обошлось... Работы "логопедических" детей, пришедших ко мне в конце первого - начале второго класса, показать сейчас не решусь. И как решить эту проблему на данном этапе, я пока не знаю.
6. Самостоятельная работа детей в тетради - прописывание второй строчки.
Подводный камень: время урока ограничено, кто-то не успеет дописать. "Ничего страшного, допишешь позже!"
7. Прописывание следующего элемента по аналогичной схеме.
Да, очень желательно, чтобы ребенок закончил работу дома. Конечно, и у вас найдутся такие родители, которые скажут что-то типа: "Да ну ее, эту идиотку. Вечно она что-то выдумывает. Делать ей нечего!" И ничего дома детям дописывать не разрешат. И вот тогда результат работы (если еще при этом ребенок пропускает школьные занятия по уважительной причине, аль нет, но дома-то он ничего не пишет и не рисует даже), будет таков (работы учеников 2 класса):

Это домашняя работа. Но в тетради о том - ни слова... Да и сама работа... Промолчу... 

 Как видите, эти дети и во втором классе дома не выписывают те буковки, которые я им прописываю. Великое дело - привычка, откультивированная родителями!


И таких у меня в классе - три человека (из 27-и). Именно родители этих трех учеников на начальном этапе обучения письму полностью игнорировали мои рекомендации. (Пояснение: эти ребятки по уважительной причине очень часто не посещали школу. И именно на первых четырех этапах обучения письму. Я прописывала для них элементы букв, затем буквы, слоги в тетрадях, передавала для работы дома. Но тетрадочки ко мне каждый раз так и возвращались с непрописанным заданием. Конечно, я приложу все усилия, чтобы исправить ситуацию, но сколько мне на это понадобится времени, вопрос...)
Обязательно, коллеги, покажите эти работы родителям, которые отмахиваются от просьб учителя, как от назойливой мухи. Пусть увидят будущее своего ребенка.
*** Деготь закончился, вновь возвращаемся к меду.
Шаг третий.
Пишем буквы.
Аналогично с шагом вторым. И опять зорко следим за Торопыжкиными. Только все вместе под счет!
Шаг четвертый.
Пишем слоги.
1 этап. Все как обычно - разбор элементов, прописывание в воздухе.
2 этап. Показ образца учителем. На первых порах прописывала образец и в тетради, но очень быстро дети научились писать следом за мной, по образцу, написанному на доске.
Все повторяется и тут - строчку пишем все вместе под счет, строчку самостоятельно. У кого плохо получилось - выписываем для отработки на дом.
Особое внимание уделяем соединениям с О и А!!!  (Из личной переписки с читателем: "...
 Очень хочется ребёнку помочь. Нас предупредили, что c таким почерком мы ГИА не сдадим, компьютер не различит буквы...")
Я не учила детей безотрывному написанию соединений. Только пошагово, проговаривая каждое свое движение: "От уголочка через домик ведем ровненькую линию, останавливаемся чуть ниже серединки косой: РАЗ! И теперь буковки дружно берутся за ручки: И - ДВА-И!" Учила нижние соединения  делать чуть выше, чем обычно. Потом они чуть приспустятся, и будет то, что нужно. Тогда не возникнет проблем с разбором: какая буква написана - А или О?!
Писали мы слог слитно, здесь я прописала этапы написания: РАЗ (буква) - ДВА (соединение) - ТРИ (присоединили другую букву)
"Домик для буквы, домик - для соединения! Между слогами - пропуск два домика!"

Эти фотографии помещаю специально для мамы Елены из г. Ангарска. (Фотографии кликабельны, при клике по ним мышкой увеличатся). Здесь можно просмотреть, как мои второклассники пишут соединения с О:



Шаги пятый и шестой.
Учимся писать слова и предложения.
- Слог в слог, буква в букву, соединение в соединение - идем только следом за мной! Все вместе, начали! РАЗ! И! - наверное, эти слова на данных этапах я повторяла чаще всего.
По-моему, именно тогда в моей речи и появилась очередная поговорка-присказка:
- Вперед Надежды Александровны в классе даже мухи не летают! - так уж ругала своих Торопыжкиных. Было все... И карандаши ломала особо спешащим... Делааа... По-другому, друзья, нельзя... (Образцы работ ребят в сообщениях  "МЫ УЧИМСЯ ПИСАТЬ", октябрь 2014 г., и "ПИСАТЬ КРАСИВО НЕЛЕГКО, или ПОЗДРАВЛЕНИЕ К ДНЮ МАТЕРИ", ноябрь 2014 г.) * Буквы еще не все изучили, но пишем уже вовсю!
Держитесь, коллеги, будет трудно! Слово написали - круг по классу, проверяем, чтоб все у всех в "домиках" было. Пишем дальше. Слово пишем сначала только по слогам!
Образцы написания предложений в тетрадь не выписывала. Учились писать "слово в слово" за мной. И на этом этапе при письменном показе обязательно все проговаривала и вслух: что куда ведем, что к чему "цепляем", "между словами два домика пропуск". Дома дети по желанию могли тренироваться в прописях.
Параллельно отвечу на ранее поступившие вопросы:
1. На этих этапах мы все еще писали карандашом. Ручкой стали писать только после Нового года.
2. Как только дети научились правильно держать карандаш, мы перешли на карандаши обычные. Использовала я карандашики пластичные, потому как во время урока постоянно их подтачивала, бегая по классу с точилкой в руках. Механическая точилка не выдержала, купили для класса точилку на батарейках, а она очень быстро и качественно затачивала только такие карандаши (и аналогичные им по качеству):

Шаг седьмой. 
Пишем ручкой. Об этом я уже писала ЗДЕСЬ:"ПИШЕМ РУЧКОЙ (...ЛЕГКО ЛИ ПИСАТЬ КРАСИВО?"

Шаг восьмой, класс второй.
Учимся правильно оформлять классную и домашнюю работу и аккуратно работать в тетрадях. Активно шагаем. Первая половина сентября, 2015 г.:










Л. - левша. Это к страху некоторых коллег - не бойтесь левшей! Они прекрасно пишут!




Ольга Александровна, знаю, что обязательно спросите о том, как поживает мой феномен (которая "отзеркалила" первый диктант). Все нормально. Так вот пишем сейчас:
 Диктанты больше не "зеркалим"...

Опять черкаю все, что мне не нравится...
Работаем, выписываем буковки. Кстати, у этого ребенка очень сильные логопедические проблемы.... Очень боялась, что перейдут на письмо... Пока справляемся...

До девятого шага мы еще не дошли. Конечно, хочется, чтобы он выглядел так:
Шаг девятый.
Открываем тетради и наслаждаемся результатом трудов своих...
Но пока работаем. У многих, конечно же, вырабатывается свой почерк. Кто-то начинает мельчить. Тогда все безжалостно перечеркиваю... Что будет дальше, пока не знаю... И сомнения порой, ой, как гложут...

P.S. Обучение письму шло, как обычно, в комплексе с обучением грамоте, + вместе со СКАЗКОЙ ПРО БУКВЫ И ЗВУКИ.
________________________________________________________________
Продолжение... Обучение письму. Год третий. Шаг девятый

51 комментарий:

  1. Доброй ночи, Надюша! Спасибо за рекомендации, консультации. Результат отличный у Ваших детишек. Да и потом после лета рука еще спит, распишуться и все пойдет как по маслу. Я тоже начала по Вашей методике и получила ответы на свои вопросы.А вот левши могут красиво писать. У меня девочка левша писала ровным каллиграфическим почерком, я сама удивлялась . Сложнее удержать Торопышек и успеть за урок попробовать прописать со всеми. Будем стараться. Надежда Александровна, удачи Вам и казачатам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброй, Ирина Бахткалеевна! Вы знаете, на данном этапе я что-то переживаю. Шла ведь вслепую, собирая где-то что-то по крохам, что-то додумывая и домысливая. Пока вроде как читабельно. А вот что дальше будет - не знаю. Насколько я поняла, в 60-е г.г. дети в таких тетрадях писали и в третьем классе, а мы после Нового года, по идее, должны перейти на широкую линию. Конечно, до конца 2 класса буду держать детей на доп. косой. А вот что дальше? Ясное дело, что почерк пострадает, будут мельчить и проч... Но вот останется ли наклон, соединения, читабельность?... Тревожусь...

      Удалить
  2. =D7=D7=D7 Работаю, Надежда Александровна, по вашем советам и рекомендациям! Спасибо за пост! Сегодня нашла ответы на вопросы, которые хотела задать в личку :))
    Вот не люблю я называть элементы букв крючочками, палочками, простите, Надежда Александровна. Сильно запомнила азы каллиграфии, нашего преподавателя в училище!!! Поэтому с первого дня приучаю ребят правильно называть элементы.
    Поделюсь своим небольшим опытом (этого года :)) В тетрадях и на доске прописала прямую наклонную линию. Ребята видели элемент впервые. Спросила: "Чему будем учиться на уроке?" Ребятишки сразу выкрикнули :"Будем писать палочки!" Вывела всех (прямо на уроке) на улицу и попросила найти палочки, нашли все, взяли в класс. Начали сравнивать. Сделали вывод: палочки, принесённые с улицы, кривые, разные по размеру и толщине - на доске и в тетради прописаны не палочки. А что же? Хором кричат: "Линии!" Правильно! Какие? Прямые, наклонные линии. И дальше рассматриваем написание элемента более подробно. Вроде, получилось, Надежда Александровна :)) Будем учиться дальше. На этой неделе пишем прямую наклонную с закруглением внизу. Расскажу про тормоза у машины и скорость :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, юморист Ольга Александровна! :) Увы и ах, каллиграфию я не изучала вообще... Как практически и во всем - чистой воды самоучка. ;) Про палочки мне понравилось очень. Читала и думала, что мне свою банду вывести за палочками было бы не так просто... :) А идея просто великолепна! Я считаю, что это очень правильно - сразу приучать детей грамотно называть прописываемый элемент. Сейчас вообще у детей проблема с пониманием значения многих слов.
      Рада, что у Вас все получается! Надеюсь, что скоро мы сможем увидеть и результат вашей с ребятишками работы. Признаюсь - мне очень интересно. Но, зная, как все нелегко (я только это сообщение больше 6 часов писала). Как вспомню, сколько раз после уроков письма завидовала выжатому лимону... И плакала сколько от отчаяния, думая, что все напрасно, что не получится ничего... Успехов вам с ребятами! ;)

      Удалить
    2. Конечно, Надежда Александровна, Вам сложно вывести детей сразу на уроке (минус больших классов), но у меня минус - пока с первоклассниками ходили за палочками, четвёртый класс наблюдали за нами у окна (ну, это у них вместо физкультминутки было). А Ваших можно попросить принести палочки, которые они найдут по дороге в школу. пусть и огромные будут, если что :))
      Пока рассказывала о своих находках. Забыла Вас похвалить. А про феномена обязательно бы спросила :) Вижу, что всё замечательно!
      С прописями тоже проблема. Стоят дорого :( Не знаю буду пользоваться или нет? Поживём увидим! Если всё пойдёт нормально, в следующем году у меня вновь 1 класс, так прописи и покупать не будем, но посмотрим... На РМО говорила про Ваши методы обучения письму, коллега из средней школы сказала, что тоже в этом году пробуют писать в таких тетрадях. Читала Ваши сообщения. Очень приятно стало ;) Так что будем с ней делиться впечатлениями :))

      Удалить
    3. Да моим-то уже поздно палочки собирать. Теперь со следующим набором, коль он у меня будет. :) Пока набирать не планирую.
      Да и называть-то элементы правильно называла, просто акцент такой не делала. У меня ж обучение все больше через игру шло, да со сказкой... Мы ж с буквами играли, словно с живыми. И все-то у нас спинки, животики, ручки, ножки у них были...
      В средней школе? Разрешат ли такие тетради? Хотя, наверное, нужно. Я со своим 4-м тоже бьюсь, постоянно объясняя, что им это для экзаменов пригодится. Но что-то они меня пока знаниями не радуют. И каллиграфия опять у них захромала. Плакать хочется... Опять воевать... Устааалааа....

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Спасибо огромное за пошаговое объяснение! Мне было интересно так подробно прочитать о Вашем подходе (прошлась и по ссылкам). Впечатляет Ваша самоотверженность и терпение!
    Порадовалась, что пишу карандашом в прописи до Нового года. В нашем лицее так делают только "занковцы" (я и Галина Станиславовна Кузьмина).
    С моими нынешними детьми пользовалась такими карандашами (у девочек были розовые, у мальчиков голубые) Действительно очень удобно учить правильно держать карандаш.
    Огромное спасибо за нужную и полезную информацию!
    От всей души желаю Вам, Надежда Александровна, крепкого здоровья! А Вашим ученикам учпехов в учёбе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Честно говоря, только поступающие вопросы сподвигли меня на данный шаг. :) Да и вообще, как оказалось, очень многих волнует вопрос обучения детей письму и исправления почерка. По сей день эти сообщения самые просматриваемые у меня в блоге. Как-то, знаете, это вот просто мой опыт работы. Пробовала обучать детей письму (прошлый набор) согласно программной методике, результат был не ахти какой. Я и так редко бываю довольна своей работой, а тут и подавно. Решила действовать самостоятельно. И вот что в итоге у меня получилось. Конечно, в идеале хочется лучших результатов. Хотя, наверное, для эксперимента не так уж и плохо...
      Сейчас вот у меня последователи ;) есть. Посмотрим на результаты их работы. Думаю, что все получится! :) Возможно, девочки-коллеги что-то новое, свое привнесут. Одна голова, как говорят, хорошо, а две...
      * Карандашики верхние розовые? (Я не встречала просто). Или наборы, которые с ручкой? Те разных цветов видела. :)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Ваш опыт работы заслуживает уважения :) Кропотливая и поэтапная работа дает результаты.
    А тем кто игнорировал Ваши советы :( придется вернуться на незавершенный этап. Иначе проблему не решишь.
    Жалко было смотреть... на слезы в тетради :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Спасибо!
      Знаете, все-так я надеюсь, что и эти дети выпишутся. Когда я особо контролирую их письмо в классе, результат очень и очень заметен. К сожалению, сейчас пример их другого письма показать не могу - второй комплект тетрадей у детей на руках. В понедельник постараюсь показать. А вот дома их письмо так и остается пущенным на самотек. Хотя стоит посидеть с ними недельку - и все исправится, база-то заложена. К сожалению, два ребенка из 3 очень много болели в 1 четверти 1 класса. Знаете, обидно так. Выписывала им буковки в тетрадь, передавала домой, чтобы прописывали. Но... Не сочли нужным. Хотя дети преспокойно и по улицам гуляли, и недозированно смотрели телевизор во время отсутствия в школе (сами же детки потом обо всем и рассказали)... И третьего постараюсь вытянуть исключительно своими силами. Пропускал меньше, но там настрой против школы со стороны родителей идет. А ребеночек очень неплохой... Повоюем... Хоть и рыдать порой хочется...

      Удалить
  5. Надежда Александровна, здравствуйте!
    Постоянно слежу за Вашими публикациями, сегодняшнюю прочитала с огромным удовольствием и страхом. Не паникую, конечно, но очень уже страшно: моя дочь-первоклассница начали с раскрашивания, два дня назад начали писать ручками в прописях Горецкого элементы букв. Я недовольна тем, как пишет Лиза: нет наклона, неаккуратно. Конечно, понимаю, что должна работать с ней и сама, но... НЕ ЗНАЮ, КАК ОБУЧАТЬ ПИСЬМУ!!!
    Купила тетради в косую линейку, завтра будем с Лизой прописывать элементы заглавной и прописной буквы А и саму букву.
    Буду неоднократно обращаться к Вашим советам. В то же время: дома я учу её одному, в школе - другому. В общем, я в панике. Что будет дальше? Будет ли Лиза когда-нибудь писать красиво?
    Спасибо Вам огромное за советы и примеры. Жаль, что слишком далеко Вы, Надежда Александровна, от нас (или мы от Вас).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Без паники, Ольга Николаевна! Все будет хорошо!
      Здравствуйте! Не переживайте. Я ж и писала о том, что практически все раскрашивают с детьми картинки в прописях. Хорошо, коль приучают делать это аккуратно, не выходя за края.
      По "Школе России" учитесь? Хорошая программа, мне нравится. Я со 2 классом по ней иду. Но, да... И тут прописи несовершенны. Именно по ним я и не отважилась учить детей письму.
      Вы все правильно делаете! Не пугайтесь, если большая А у Лизы не будет получаться. Это самая сложная буква для детей, тем более, на первом этапе обучения письму. Эх, закусывала я удила, злясь, что именно с А приходится учить детей писать. Ручоночка еще слабенькая. Но поблажки не дала. Знаете, пришел вот мальчонка в этом году из другой школы - А как Л и палочка посередине. И что мне теперь делать?
      Сразу совет - начинайте писать А чуть шире (Я и букву Ы с ребятами толстенькую сразу писала, потом посадите "на диету" :) ).
      Писать Лиза красиво ОБЯЗАТЕЛЬНО будет! В школе сейчас у них еще не настолько большой объем письма, чтобы она привыкла писать неправильно.
      Сейчас Вам букву А напишу. :)

      Удалить
    2. Ольга Николаевна, не знаю, как у Лизы с глазомером, но для заглавных букв можно прочертить доп. линию сверху, так ребенку будет проще.

      [im#]https://1.bp.blogspot.com/-qNz7F-UzRTE/Vf3cPaciAyI/AAAAAAAAGds/siq7hduxX7c/s320/SAM_5702.JPG[/im]

      Изначально А писали толстенькую. (*Потом сузите постепенно, на фото есть :) ) По элементам, проговаривая, куда "уходим": через пересечение и т.п. Крестиками отметила все проговариваемые места (+ хвостик куда ведем, последний элемент забыла отметить):

      [im#]https://4.bp.blogspot.com/-vm0SsP2NgAQ/Vf3cPHVo2zI/AAAAAAAAGdo/uZoF_uQjBaE/s320/SAM_5700.JPG[/im]

      Думаю, справитесь! :) Будут вопросы - пишите, можно в ЛС! Успехов!

      Удалить
    3. P.S. Букву прописывайте сразу всю. :) Здесь я просто показывала этапы написания... Первый элемент - остановка, второй, третий.....

      Удалить
    4. Как всё-таки сложно - учить письму! Будем стараться, Надежда Александровна!
      Спасибо Вам большое за науку!

      Удалить
  6. Надежда Александровна, здравствуйте! БУдем штриховать! Спасибо! Ваня раскрашивать не любит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена Валерьевна, здравствуйте! :) Улыбка до ушей: рада Вас видеть-слышать! Штрихуйте на здоровье! Признаться, я в детстве тоже не ахти как раскрашивать любила, вечно у меня все за края выходило, так некрааасииво былооо.... :)
      Вам в школу в следующем году?

      Удалить
    2. У Вани есть логопедические проблемы , да и эмоционально-волевая сфера есоответствует будущему первокласснику - поэтому планирую через два года. Возможно, я сама пока не готова увидеть в Ване школьника через год... В общем пойдет почти в 8....Нет у нас такого педагога как Вы... Ваня скорее всего пойдет в школу рядом с домом - самую обыкновенную....А я всегда Вас читаю - комментирую не всегда.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Надежда Александровна! Так приятно видеть аккуратный почерк ваших ребят- плод вашего труда. Подскажите, а когда вы переходите на тетради без частых косых линий? Я помогаю делать уроки ученику второго класса , так у них тетради с редкой косой линией, а ему ещё очень рано: ни ширина букв, ни ширина соединений не отработаны, да и высоту букв линия не всегда сдерживает(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Оксана Дмитриевна! Работать в тетрадях с частой косой я начала по своей инициативе. Программой такие тетради не предусмотрены. Поэтому учителя учат писать детей по прописям, потом пишут в тетрадях с редкой косой
      .На широкую линию должны перейти с 3 четверти, до этого обычно пишут в узкую линию. Но тут все зависит от учителя. Я своих до конца 2 класса на частой косой держать буду. Сейчас вообще плохой почерк - явление очень частое, а потому спешить не хочу.
      Так что в чем писать ребятам - зависит от выбора учителя...

      Удалить
  8. Надежда Александровна, мастер-класс продолжается! Вот и коллеги присоединились, с удовольствием следила за обсуждением. Понимаю, как это важно, вместе творить настоящие чудеса!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Продолжается, Анна Борисовна! Знаете, просто не всегда после работы успеваю давать качественные ответы в ЛС, как-то все быстро, все бегом. Пришлось писать. Очень, конечно, хочется посмотреть на результаты работы коллег из Орска, Костромы, Краснодара... Умиляет, как учителя волнуются, переживают, стараясь, наверное, больше, чем дети. :)

      Удалить
  9. Доброй ночи! Спасибо за содержательный пост. Записала себе все этапы. У нас прописи (которые в комплекте к учебнику) вообще не очень :(( Я переговорила с учительницей младшего сын и поменяла ему рабочие тетради по письму. Теперь у всего класса обычная косая линия. У моего тетрадь-шаблон с дополнительной косой. Сегодня писал домашнее задание , я смотрела и радовалась. Приятно :)) Хоть он сейчас и на больничном, но стараюсь каждый день писать: словарные слова, диктанты небольшие или просто списывать. Температуры уже нет, он бодр и весел. Поэтому думаю ему не в тягость.
    Касательно прописей в классе. Я нашла у нас в магазинах вот такие тетради-шаблоны - http://www.pups.dp.ua/shkola/1-klas/kaligrafiheskie-propisi.html Плюс- дополнительная косая, каждая буква в своем домике :)), минус - они у нас в школе не используются и порядок букв не совпадает с порядком в букваре. Но я бы их использовала :)) Тем более в 1 части немного увеличен размер сетки, чтобы детям было немного проще :))
    В группе продленного дня стараемся штриховать. Каждый понедельник провожу с ними занятия. Конечно можно было бы и каждый день, но дел много, а времени мало.
    Завтра понесу родителям покажу тетради-шаблоны. Может кто и прислушается :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Посмотрела на прописи, чем-то они схожи с прописями Шкляровой. Кстати, и у нее сетка увеличена. Тема письма меня волновала давно, покупала и тренажеры различные, и прописи разного вида...
      Прописи, которые Вы нашли, имеют в себе и еще один минус - основаны на копировальном методе обучения письму. По опыту могу сказать, что он малоэффективен. В свое время пользовалась подобным методом, но результат не ахти какой. Так что только вот система, описанная мной в сообщении, дала свои результаты.
      Успехов Вам и скорейшего выздоровления сыну!

      Удалить
    2. Спасибо :) То есть лучше брать в работу чистые тетради с дополнительной косой. А прописи либо вообще не брать. либо брать для домашних тренировок. (хотя наверное чем дома быстренько и как-нибудь, то лучше вообще никак, либо такая же тетрадь с доп. косой)

      Удалить
    3. Наверное, так. Я раньше всячески приветствовала подобные прописи. А сейчас? Наверное, взяла бы своим внукам (будь они у меня :) ) - пусть бы дома тренировались. Не лишнее.

      Удалить
  10. Надежда Александровна, можно использовать вашу идею ленты букв для младшего сына дома? очень она понравилась и ведь наглядно все объясняет :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Ольга Александровна! Главное, чтобы ребенку было интересно, чтобы он понимал и запоминал! :)

      Удалить
  11. Здравствуйте, Надежда Александровна! С удовольствием прочла этот пост и освежила воспоминания о правильности написания букв! Есть что вспомнить :((
    Сейчас начнем с детками писать, правда у нас попроще, только элементы прописных букв, да палочки с крючочками, но все равно боязно, а тут прочла сообщение и успокоилась немножко! Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Знаете, а вот хорошо, что у Вас каждый год одна программа по подготовке к школе - все одно мастерство оттачивается. Это нам: пока от выпуска до выпуска, так и забудешь все... Это мне через три года (коль набор будет) вспоминать все по новой... ;)

      Удалить
  12. Здравствуйте, Надежда Александровна. Ваши советы как раз вовремя, что-то наши палочки и крючочки не очень нравятся нашему учителю, а на подготовке все было хорошо. Эй, за лето что-то испортилось у Маришки, наверное, много просто так малевала, бесконтрольно. Будем восстанавливать наш почерк. Спасибо за все советы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Катюша! Да, так бывает. Я вот пост опубликовала, а сегодня своим детям и напомнила о правилах письма. Начали писать гораздо красивее. Вспомнили. :)
      А ваш учитель как учит писать: по прописям или в тетрадочках?

      Удалить
  13. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Как это правильно и хорошо - есть вопросы - вот вам сразу и ответы, ведь так очень многие педагоги смогут найти ответы на свои вопросы...
    Результат есть, может... пора книгу писать или методичку? ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Лилия Павловна! Надеюсь, что кому-то эта публикация поможет.
      По поводу методички... Думаю, что рано. Нужно будет посмотреть, что при переходе на широкую линию останется. С этим набором впервые работаю так. Наверное, нужно сначала до конца пусть пройти. :)

      Удалить
  14. Надежда Александровна, спасибо за подробное описание вашей работы с классом по формированию красивого письма. Особенно понравилась идея про "домики" для каждой буквы.
    У меня такой вопрос. Скажите, пожалуйста, почему в начальной школе (и, возможно, в старших классах тоже) после "Домашняя работа", "Упражнение", заголовков текстов ставятся точки? По профессии я редактор, и с точки зрения грамматики русского языка ставить точки в этих случаях - нарушение грамматической нормы. Почему детей учат ставить точки в этих случаях? И когда их начинают переучивать, что этого делать не нужно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия! Спасибо за отзыв.
      На счет точек. По идее - да, ставить их не надо. Но вот ответ на этот вопрос справочной службы русского языка: "Точки в заголовке, согласно общему правилу, не ставятся. Однако в школьной практике (особенно в младших классах) точка в конце заголовка обычно сохраняется. Это делается, чтобы не мешать закреплению стереотипа: в конце предложения надо ставить точку." (http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=274711) И еще. Там же:
      ВОПРОС:
      Добрый день! Надо ли ставить точки в тетрадях в заголовках на уроке русского языка: "Классная работа","Первое сентября" и т.д.
      ОТВЕТ справочной службы русского языка:
      В конце заголовков точки не ставятся. Но в школе после слов Классная работа, Диктант и т. п. точку требуют ставить.Это методическое решение. Оно обусловлено необходимостью приучить ребенка заканчивать предложение знаком препинания. (http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%BE%D0%B2)
      Более подробный ответ на этот вопрос можно найти по ссылке: http://rus.stackexchange.com/questions/417768/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%BE%D0%B2
      В этом источнике написано и о том, что вот это правило - не ставить точки после заголовков было решено лишь в 1993 году.
      Мое личное мнение - точка необходима. Кто и почему решил в 93-м изменить многолетнее правило, я не знаю. В общем, вопросов много, но... Коль и детей учила бы по прописям да по методичкам, предложенным программой, то толку было бы мало. А результат, увы, плачевный. Как это и происходит сейчас повально во всех классах.
      не единожды уже обращались ко мне люди с разных уголков России за помощью и советом - почерк у детей нечитабельный. Вот тебе и правила. Вот и учи потом по ним детей...Может, конечно, и резко, но... Мои дети сейчас перешли в 3 класс (ученики). НИ ОДИН ребенок, которого я учу с 1 класса, НЕ ЗАНИМАЛСЯ С РЕПЕТИТОРОМ. НИКОГДА. А класс у меня не слабый. И считаюсь я учителем довольно-таки требовательным...
      Вот тебе и точки... Кто придумывает новые правила, отменяя старые, я не знаю. И меньше всего понимаю - ЗАЧЕМ?

      Удалить
  15. Здравствуйте, Надежда Александровна! Огромное спасибо за Ваш труд. Появился новенький педагогический опыт, именно практический. Вы действительно талант, творческий человек, умничка. Все лето вникала и изучала методику, предложенную вами. Но все равно возник вопрос. Какие шаги по исправлению почерка вы использовали в третьем классе. У меня второй класс, попытаюсь реализовать вашу методику по исправлению почерка, уже приобретаем тетради. Скажите, пожалуйста, с чего же начать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена! Спасибо за добрые слова! Знаете, по опыту поняла, что исправление почерка - это по сути то же самое обучение письму, только заново. Своих третьеклассников так и начинала переучивать - т.е. учила писать ЗАНОВО, но ПРАВИЛЬНО! А потому и доску расчерчивала, и писали только вместе со мной. Времени первые недели три уходит оооочень много, мало успевали что сделать, но позже наверстали все. Могу сказать лишь одно, что, конечно же, результат несколько хуже у переученных, чем у наученных сразу правильно.Если хотите, можем созвониться по скайпу.
      Успехов вам в Вашей работе! Будут вопросы - обращайтесь!

      Удалить
  16. Надежда Александровна! Огромное спасибо, что вы откликнулись на мои вопросы. Общаться с вами для меня было бы большой честью. Скажите, пожалуйста, как связаться с вами по скайпу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. qwert554477 В принципе, часика в 4 сегодня можно созвониться. Или завтра после 6 вечера.

      Удалить
  17. Низкий поклон Вам и всем тем педагогам, кто заинтересован в красивом письме учеников! Спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, дорогая, спасибо большое... Это всего лишь навсего наша работа. Я искренне люблю своих деток - своих учеников, а поэтому мне очень хочется, чтобы они многому научились и многого достигли в жизни...
      Всегда за старание благодарю деток своих. А я? Я всего-лишь навсего учитель, который твердо помнит, что без желания самого ученика его ничему нельзя научить... Так что спасибо моим деткам, которые стараются и слушают меня. А так же их родителям.

      Удалить
  18. Скажите, пожалуйста, как же правильно писать соединения буквы "а"? Например, а-а . Вторую а писать сверху-вниз или нет? Как проще ребенку усвоить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Смотря что подразумевается под словом "правильно". Если копнуть, то, возможно, я учу писать детей не совсем правильно. Т.е. я не учу детей писать безотрывно. После того, как отработаются соединения, письмо автоматически станет безотрывным.
      У меня так (на стадии обучения письму) - домик на букву, домик - на соединение. Первая "а" - ножка уходит в домик для соединения, вторая "а" - пишется как и первая; получается, что соединяются они автоматически, без обводок.

      Удалить
  19. Наталья Леонидовна4 октября 2016 г., 13:46

    Здравствуйте, Надежда Александровна! Преклоняюсь перед Вами и Вашим трудом. Очень интересна мне тема письма по вашей методике.Спасибо за рекомендации. Скажите пожалуйста как долго дети пишут в тетрадях с сеткой, когда переходят на широкую линиюи с каким настроением????

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Леонидовна! Спасибо.
      С подобными тетрадями работаю всего третий год. Ранее их не встречала просто. Сейчас мои третьеклассники до сих пор в них пишут. Основываюсь исключительно на образцах тетрадей 40-50-60-х годов. В те годы не спешили писать в тетрадях в широкую линию.
      Когда переучивала писать детей, которых взяла в 3 классе с безобразным почерком, то весь третий класс писали в тетрадочках с частой косой. И начало 4 класса тоже. Потом уши на широкую. Нормально переходят, стараются.
      Своих третьеклассников (это образцы именно их работ в этом сообщении; только детки тогда помладше были) планирую переводить на тетради в широкую линию не ранее, чем после Нового года. И то буду смотреть. Не хочу спешить. Начальная школа, так начальная. Пусть пишут в частую косую. Кстати, родители меня в этом поддерживают.
      Если честно, то я бы вообще перевела бы на широкую линию во 2 четверти 4 класса...

      Удалить
    2. Надежда Александровна, спасибо за ответ. Можно ли Вам на почту писать, если да, напишите ответ мне на этот адрес hjof80@mail.ru. У Вас большой опыт, хотелось бы иметь возможность задавать вопросы не для общего чтения. Если Вам это в нагрузку или просто не нужно, пойму.

      Удалить
  20. Добрый день! Надежда Александровна,спасибо большое за такие рекомендации! Мне как маме первоклашки,они очень пригодились.Скажите пожалуйста,
    проводите ли вы мастер-классы по обучению письму детей,которые только собираются в этом году в школу.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! (Вот уж гадаю, кто автор....Двойная подпись).
      МК? Нет, не провожу. Но при необходимости можно организовать встречу. Тем более, для коллег. Так что, коль необходима будем моя помощь или консультация, пишите. Можно на почту nadezhda-samoylova@bk.ru

      Удалить
  21. Здравствуйте, Надежда Александровна! Скажите, пожалуйста, может не уловила сути, но в чём отличие Вашей методики обучения письму от РКШ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Не сильна в методике обучения письму РКШ. Но, на сколько мне известно, у них идет обучение письму перьевыми ручками (сначала ручки-макалки и т.д.), написание букв тоже различно (особенно заглавных). В принципе, нужно более детально изучать РКШ. Но у них идут прописи к Азбуке Ушинского, у меня же без "привязок" к какой-либо программе. Так мне удобнее.

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере