9 сентября 2016 г.

Обучение письму. Год третий. Шаг девятый

Здравствуйте, дорогие друзья! Год назад по просьбе читателей АС написала сообщение "Обучение письму: пошаговые рекомендации + ответы на вопросы читателей", которое закончила так: "До девятого шага мы еще не дошли. Конечно, хочется, чтобы он выглядел так:
Шаг девятый.
Открываем тетради и наслаждаемся результатом трудов своих...
Но пока работаем. У многих, конечно же, вырабатывается свой почерк. Кто-то начинает мельчить... Что будет дальше, пока не знаю... И сомнения порой, ой, как гложут..."
И вот он начался - третий год обучения. Твердо остаюсь при своем мнении - работу по чистописанию нельзя прекращать. Она должна проводиться до окончания начальной школы. Потому как маленькие дети - большие хитрецы. Хочется им написать все побыстрее, да как придется. Провела беседу с третьеклассниками. Выяснили все "зачем", "как" и "почему". И вот вчера у нас с третьеклассным народом было контрольное списывание. Работы еще не проверила, но результат письма, по сложившейся традиции, представляю на суд читателей АС.



 Все подряд...
 И поближе...





 Умеем исправлять и так:


 Эх, "гульнул" у кого-то почерк за лето. (Левша). Будем работать:
 Моя любимая П*. Непрестанная война у нас с ней за буковки:
 Моя Н*. Ежедневное: "Н! Опять буковки уложила?!"

 Мальчишки:

 Девчонки:

 И вновь мальчишки:
 Проблемы, были пропущены первые этапы:

 И вновь проблемы. Поработаем.
 Ой-ой, пропуски букв... Отдохнули летом неплохо...

Работы впереди предстоит немало. Но уже сейчас могу заметить, что изрядно постаравшись в первые два года обучения, я все-таки значительно облегчила себе жизнь сейчас. Во-первых потому, что на проверку таких работ уходит гораздо меньше времени, во-вторых, результатом довольны все - и дети, и родители, и иногда даже я. Ну, а в-третьих... Надеюсь, что моя система работы пригодится кому-либо из неравнодушных творческих педагогов и родителей (дедушек, бабушек). Результат виден, а значит видно, куда стремимся и куда идем...

P.S. Два года я потратила (или, наверное, правильнее сказать, - использовала) на то, чтобы научить детей писать красиво. Теперь два года впереди на то, чтобы отточить и закрепить навыки чистописания. Потому что, повторюсь, - работа эта ежедневная. Надеюсь, что к концу четвертого года обучения я со спокойствием выдохну и констатирую, что шаг девятый удался...

26 комментариев:

  1. Надежда Александровна, откровенно любовалась работами ребят, - очень красиво пишут. Вы замечательный педагог-мастер!) С большим уважением - О.А.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вечер добрый, Ольга Анатольевна! Спасибо! Столько труда вложено, а впереди работы предстоит еще ой, как много.
      Смотрела - много пропусков букв. Конечно, хоть и небольшую, но пока делаю скидку на только что закончившиеся длительные летние каникулы. Остается надеяться, что дальше будет лучше...

      Удалить
  2. Присоединяюсь к Ольге Анатольевне. Ребята пишут красиво. Кажется, что на фото одна тетрадь, а присмотришься - нет, разные. Буковки, как солдатики стоят, каждый в своей квартирке. Показала Мише, он только смог сказать: "Ух ты". Молодцы ребята и педагог МОЛОДЕЦ! Талант.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Тамара Степановна! А я все вижу огрехи да недочеты. Сегодня было родительское собрание в 3 классе. О многом говорили, в т. ч. и о почерке. Все, уже не малыши, а значит, нужно приложить массу усилий, чтобы исправить все пробелы.
      Буду работать...
      Привет Мише, успехов ему в учебе!

      Удалить
    2. Спасибо, обязательно передам привет Мише.

      Удалить
  3. Надежда Александровна, общее впечатление от работ, даже при ошибках, очень приятное. У меня пишут хуже. Буду перенимать опыт! Слежу за всеми выпусками, мотаю на ус)))) Вы такая молодец! Очень уважаю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Надежда Владимировна! Ошибок понаделали, что ни говори.
      Будем исправляться...
      Надеюсь, что мои нынешние первоклассники будут писать лучше.
      А с ребятками своими буду работать дальше. Честно - хочется большего и лучшего. Но чем богаты... Спуску не даю ни себе, ни детям. Такой вот наш труд...
      Думаю, что Ваши малыши вскоре Вас порадуют красивым письмом!

      Удалить
  4. Очень хочется верить, что ребята не растеряют свои навыки чистописания в средней школе. Спасибо, Надежда Александровна, за титанический труд

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Время покажет, Анна Борисовна. Хотя думаю, что все будет хорошо. Два года работы позади. Два года впереди. Сейчас как раз только серединка. Мне кажется, что главное сейчас - не разрешать детям хитрить и лениться. В любом случае, только к концу 4 года обучения можно будет что-то сказать определенно.

      Удалить
    2. Надежда Александровна, очень прошу напомнить учителю русского языка (и не только!!!) Ваших казачат 5 класса, что они УМЕЮТ и ДОЛЖНЫ писать КРАСИВО, ПРАВИЛЬНО, ГРАМОТНО. Она должна продолжать следить за этим и требовать. А то я не успеваю на все обратить внимание

      Удалить
    3. Обязательно передам, Анна Борисовна! В пятницу общалась с учителями старшей школы по поводу своих пятиклассников. На неделе сама смотрела их тетради. Пока молодцы. Буду держать руку на пульсе.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Система Вашей работы видна. Продолжайте и в итоге у Вас получится замечательный результат. А сомнения, никак от них мы не можем деться. Всё думаем, анализируем, колеблемся и т.д. Такие мы "близнецы" :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Спасибо... Улыбаюсь. Конечно, есть и сомнения, но мы продолжаем твердо идти вперед.
      Уже немного меньше боюсь неизвестности, потому как работа с 3-4- классниками в свое время дала неплохой результат. А работа велась лишь по исправлению почерка. А тут - лишь довести дело до конца.
      Прибегают часто 5-классники. Конечно же, посмотрела их тетради по русскому. Пишут неплохо, но только начало. Что будет дальше, не знаю. Волнуюсь за них, потому как дружно заявляют, что в 5 классе учиться легче, чем в 4-м, но назад хотят... Как бы не расслабились. Смеется биолог, географ, кубановед - на уроке ооочень высокий тем работы. Успевают сделать больше запланированного за урок и домашнюю работу в придачу. Во поработали в начальной школе!

      Удалить
  6. Надежда Александровна.... Снимаю шляпу!!! Не ради лести, а ради продолжения такого труда благодарим от всех нас и Вас и всех учителей. 4 года на постановку почерка - вот уж действительно результат труда не дается по щелчку пальцев! Достойно уважения и к Вам и к детям. Обычно мальчишки пишут мелко, неразборчиво, а ваши дети даже не делятся на мальчиков и девочек (по письму), их объединяет старание и стремление в сравнении "как есть" и "как может быть".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина! Думаю, что мастерство оттачивается годами. Вряд ли гончар, сделав одну чашечку, может назвать себя профессионалом. Нужно постоянно учиться и совершенствовать свои умения, дабы из-под руки мастера вышел сосуд дивной красоты.
      В обучении письму, как и в других областях, впрочем, тоже необходима постоянная практика. Иначе все забывается, и годы трудов могут пойти насмарку. Поэтому работу продолжать буду. Кому, как не мне, видно, что только ослабь контроль - и все. Пишут как быстрее и проще. Ан нет, тут старание нужно... :)
      А мальчишки у меня хоть и бедовые, но родненькие-преродненькие. Стараются, молодечеки мои...

      Удалить
  7. Надежда Александровна, здравствуйте!
    Из выпуска к выпуску наблюдаю за Вашей тяжелейшей работой и... наслаждаюсь. Красота письменная! Всё будет у ребят хорошо и даже отлично. С Вами - точно ))
    Мне о таком только мечтать остаётся... как учителю. Восьмиклассники, девятиклассники и одиннадцатиклассники пишут УЖАСНО! Как Вы понимаете, нет времени уже бороться за красоту.
    Скажу, конечно, и как мама: Лиза пишет с переменным успехом. Но что меня угнетает - делает много исправлений. Относительная грязь в тетрадях присутствует. Да и не старается писАть чисто. Что делать? Будем "бороться" ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! А мне мечтается о таком учителе русского и литературы для своих выпускников начальной школы, как Вы. Все лето напоминала своим пятиклашкам о необходимости ведения читательских дневников. А учитель в 5 классе и смотреть не стал. Сказал - не нужны они. А ведь там и анализ текста, и... Обидно мне немного стало...
      Ой, понимаю, Ольга Николаевна, а поэтому стараюсь выполнить СВОЮ работу честно, чтобы потом не страдали коллеги "старшеклассники".
      Исправления в Лизином возрасте - это нормально. Выпишется. Мало кто без них обходится. Главное, научить делать исправления аккуратненько.
      Знаете, Ольга Николаевна, я Вас очень хорошо понимаю, но все ж скажу как учитель МАМЕ (а не коллеге). То, что я каждый раз говорю родителям своих учеников и на род. собраниях и в частном порядке. У нас РАБОЧИЕ тетради. И мы (ребенок) в них РАБОТАЕМ. Поэтому может быть все - и помарки, и исправления (но аккуратные). Научимся РАБОТАТЬ - тогда и результат будет. Например, я ОЧЕНЬ строго отношусь у письму и чистоте в контрольных тетрадях. Все, други мои, - контроль умений и знаний. А потому - полная собранность, чистота и порядок...

      Удалить
    2. А РАБОЧИЕ тетради - они и есть - рабочие. В них должна быть видна вся наша работа. Неправильно написал текст, классную или дом. работу - аккуратно зачеркиваем, и пишем заново. И не надо вырывать листы (были и такие родители, что вырывали, и ребенок писал потом заново, а листов в тетради оставалось всего ничего). Наоборот, это очень хорошо. Я ВИЖУ, что ребенок РАБОТАЛ.
      Так что все будет хорошо.
      В пятницу было род. собрание в 3 классе. Мама моей Викуси смеялась. Бегает моя Вика и всем пятерку в тетради показывает. А там - вся работа в красной пасте. Задала на дом составить и записать 4-5 предложения по картинке. Разобрали, конечно, в классе про что и как писать. Проверяю - предложения составлены правильно, текст получился прекрасный. А ошибок... Ой, мамочки! И не поднялась у меня рука 2 поставить. Вижу - работал ребенок с душой. Главное - САМОСТОЯТЕЛЬНО. Это ж не контрольная, не для творческих работ тетрадь, а рабочая. Значит - 5 без сомнений. Ну, и обязательная работа над ошибками...
      Так что бывает у нас и так... Не умею иначе... Главное, чтобы у ребенка интерес к учебе не пропал...

      Удалить
  8. Надежда Александровна,браво! Молодцы ребята. Очень важно, чтобы родители помогали и контролировали работу начатую в классе. Недостаточно, чтобы в классе он выводил, а дома тяп ляп. Не будет результата!Я вижу по своим детям.Те, кто под контролем, у них виден результат.Обидно, что бьешься в классе над каждым элементом, а результат разный и отношение разное.Я так понимаю, что родители просто не хотят сидеть со своими детьми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Бахткалеевна! Очень понимаю, о чем Вы. У меня в 3 классе один такой ребеночек остался. На род. собрании папе показываю его тетрадь (она есть здесь на фото): "И не говорите мне, пожалуйста, что С* не умеет писать красиво". Третий год бьюсь с родителями за почерк ребенка. Одни они у меня в классе остались, кто считает, что это не обязательно... Ой, туго-туго тогда...
      Хотя вот что сидеть-то с детьми? В школе мы их всему научили, просто проконтролировать дома и поддержать требование учителя. А не говорить о том, что это ерунда все ненужная...

      Удалить
  9. Очень поддерживаю ваше решение с пятёркой для Вики. У меня на репетиторстве второклассник, который старается только до первой помарки, а если уж и вторая случилась- то вообще бросает работу, потому что " всё равно хорошей оценки не будет".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оксана Дмитриевна! Да, детки разные. Но я лично очень ценю старание и самостоятельность. И правы родители, что доверяют ребенку и не сидят вместе с ним, не пишут за него. А грамотно писать мы еще научимся!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Надежда Александровна! Даже не смотря на летние каникулы, детки пишут очень аккуратно, очень красиво, мне понравилось!!! Труды Ваши не прошли даром, это очевидно, как говорится "на лицо", вернее "на тетрадном листе")))) Браво!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Ой, спасибо. Немножко сначала, а потом подуспокоилась. Да - позади долгие каникулы. Будем работать...

      Удалить
  11. Здравствуйте, Надежда Александровна! Вот неделю назад нашла Ваш сайт, и не могу оторваться. Очень приятно, что есть такие талантливые педагоги, которые не жалеют передать свой опыт работы.
    Я сама работаю в школе логопедом. Вот заинтересовал вопрос каллиграфии. Сейчас очень много ребят с проблемным почерком. В школе мало времени уделяют этому. Во втором классе уже переходят на широкую линейку.
    У меня такой вопрос: Как потом детям перейти на широкую линейку?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана! Как-то писала уже об этом. Переход на широкую линию проходит очень легко. Ведь в рабочих тетрадях по чтению, окр. миру, кубановедению - широкая линия. Дети уже привыкают там писать.
      Во 2 классе мы еще пишем в косую. Хотя посмотрю. Наверное, этот набор на широкую можно будет перевести пораньше.

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере